Интервью

Возвращение европейских боевых искусств

Возвращение европейских боевых искусств

Сегодня мы побалуем наших читателей замечательным интервью, посвященным боевым искусствам европейского мира. На сегодняшний день, эта тема еще выглядит экзотикой. Именно по этому я вижу в ней наибольшую ценность, чем уже приевшиеся повторения значимости той или иной школы каратэ, перебирания мифов о восточных стилях, получивших активную поддержку западным интеллектуальным обществом.

Если вы еще верите в то, что рыцарь не мог даже самостоятельно встать, что боевые искусства бывают только в Азии, тогда это интервью вам просто необходимо прочесть.

Пора вернуть настоящие боевые искусства, а поможет нам в этом историк и переводчик Вадим Сеничев.

Возвращение европейских боевых искусств

Расскажите с чего началось ваше увлечение историческом фехтованием, историей воинских искусств европейских стран?

Пожалуй, с увлечения историей и реконструкцией в целом — хотелось что-то делать своими руками, попадать на исторические фестивали, носить одежду предков, в общем, занять свою юношеский мозг. За этим последовал интерес к фехтованию и вышло так, что глава клуба, в который я пришел заниматься реконструкцией, был одним из первых, кто привез в Россию идею изучать исторические наставления по боевым искусствам, а не изобретать велосипед с нуля, как это практиковалось у нас с 90х годов. Дело было в 2008 году и в то время  о таком явлении, как фехтбух или фехтовальный трактат в реконструкторской среде почти не знали.

Как вы сами охарактеризовали бы свою деятельность, характер своих исследований?

Мои исследования лежат в поле исторических европейских боевых искусств, воинской культуры и сопутствующей ей мифологии и эпоса, военной археологии и оружеведения. Моя диссертация посвящена культовой роли оружия в эпоху викингов, этому же посвящено и несколько статей в научных журналах. Также я перевожу и публикую средневековые трактаты по фехтованию.

Какие они – западные боевые искусства?

В первую очередь, это практические и очень целенаправленные системы. Хотя над ними легко заметен пласт философских воззрений эпохи (от Аристостеля до христианской мистики), они лежат в поле очень строгих материальных представлений. Две важнейшие категории нашей вселенной: время и пространство, прописаны в этих системах достаточно глубоко и осознанно, а их правильное применение является ключом к победе в бою.

Какая эпоха вам ближе всего? На ваш взгляд, в какой период времени, боевые искусства в Европе, фехтование, в частности, достигает своего апогея?

Ближе всего для меня европейский XV век. Я довольно много времени посвятил реконструкции оружия, военного костюма и доспехов этого времени, а также перевел и опубликовал не один трактат этого века, посвященный воинскому искусству. Полагаю, XV и XVI века стали пиком развития воинского искусства владения холодным оружием, и вот почему:

Во-первых, высшее сословие стало активно участвовать в турнирах в пешем формате (хотя основное умение рыцаря, несомненно, это умение всадника). За пешими поединками знати потянулось большое количество наставлений, особого оружия и мастеров, которые были готовы обучать боевым навыкам, и оставляли нам свои умения в виде подробных манускриптов. В некоторых из-них описывался полный путь подготовки знатного воина, от умения бороться без оружия до поединка верхом.

Во-вторых, расцвет городской культуры и активная эскалация конфликта рыцарства и буржуазии вылился в милитаризацию городской жизни, появление ополчения и городской воинской культуры, за которой также следовали мастера, обучающие бою, в частности, бездоспешной самообороне. Городские законы даже требовали от свободных граждан иметь дома достойный арсенал оружия и доспехов, чтобы в случае опасности, защищать свою коммуну. Поэтому спрос на частных учителей боевых искусств был как никогда высок. В Священной Римской Империи даже существовало как минимум две гильдии учителей фехтования, которые соревновались между собой за право обучать в том или ином городе.

Более поздние века, при этом, породили феномен массовых армий, вооруженных огнестрельным оружием, а вместе с этим в городах стали запрещаться и фехтовальные братства и школы, заменяясь на стрелковые общества. Стала угасать развитая культура обучения и к XVIII веку фехтование на таких видах оружия, как копье, алебарда, двуручный и длинный меч, тесак и кинжал, а также бой в доспехах, стали восприниматься в лучшем случае как физкультура для богатых и постепенно угасли насовсем.

Принято считать, что боевые искусства, это именно традиционные техники, в связи с чем, многие поклонники каратэ, ушу демонстрируют свои виды в качестве антипода западным спортивным стилям. Но всегда и везде для подготовки солдата, воина, бойца использовали учебные спарринги, фехтования, в том числе и среди азиатских военных. Насколько, действительно, поклонники ортодоксальных школ боевых искусств могут, в таком случае, утверждать о боевой составляющей в их обучении?

Хотя системы, которые могут передавать свою форму из поколения в поколение представляют собой ценнейший исторический материал, зачастую они требуют определенной встряски, чтобы восстановить начальный смысл форм и движений. Без практики спаррингов боевое искусство очень быстро формализуется и теряет свой изначальный смысл (тут стоит добавить, что и спарринги — не панацея, ведь спортивный формат далеко не равен боевому применению и это тоже влияет на искусство не в лучшую сторону). Хорошим примером здесь является Кендзюцу, в котором не практикуются полноконтактные спарринги, от чего некоторые из приемов, при всей грации исполнения, превращаются в невыполнимые на сопротивляющемся оппоненте пьесы. Однако если подойти к такому искусству с умом, то за ширмой формализма можно найти и выудить старинный боевой смысл, вполне применимый к бою и доносящий до нас логику, которой когда-то руководствовались наши предки.

Возвращение европейских боевых искусств

А вы думаете Запад, без особых трудов. покоривший самые могущественные страны Азии ( и не один раз в истории), не имел традиции боевых искусств?

Насколько сильно западное общество, западные боевые искусства повлияли на восточное общество, восточные воинские искусства, системы оздоровления? Многие стили и направления являются откровенным детищем 19-20 столетия, в том числе и всем известная йога, бытует мнение, что и в древности, благодаря походам Македонского, индийское общество познакомилось с панкратионом и античными видами спорта.

Затрудняюсь ответить, но могу сказать, что фиксация европейской боевой практики началась еще до нашей эры. Сохранился папирус с греческим текстом о приемах борьбы, датируемый первым веком до н.э., а средневековые боевые приемы стали методически записываться как минимум с 1300 года.

Выходит, что смешанные единоборства, борьба, бокс оказываются «старшими братьями» над их восточными аналогами: каратэ, ушу, джиу-джитсу?

Не обладаю соответствующими данными. Европейская традиция безоружной борьбы точно не прерывалась с конца XIV века и в тех или иных формах существует до сих пор.

Мне как-то довелось посмотреть французский турнир по фехтованию на тростях. Отчего же, мы так упорно игнорировали продуманные, понятные, практичные западные системы боя?

Думаю это вопрос моды. Кинематограф XX века, подталкиваемый вполне естественным желанием показать западному миру экзотику и заработать на этом, ввел в наше восприятие восточные боевые системы, превознес их над, уже известными и, конечно же, надолго оставил в наших сердцах и умах каскадерские трюки, которые многие принимали за чистое боевое искусство. Плюсом, тем не менее, является то, что общий интерес к боевым искусствам в обществе не угас, а наоборот, породил большое количество последователей, которые сыграли свою роль и в возрождении европейских боевых традиций.

На ваш взгляд, что нужно, чтобы популяризировать, к примеру, историческое фехтование в нашей стране?

Больше и честнее говорить о том, что такое настоящее боевое искусство и по каким законам оно существует. Вместо киношных трюков и устойчивых форм показывать настоящий, живой бой, динамику оружия, вводить эту практику в нашу массовую культуру. Разбивать мифы о плохом качестве и огромном весе оружия и доспехов, показать их красоту и  смертоносность. Это вполне реально и мы постепенно знакомим с нашим искусством сограждан, на открытых площадках, турнирах, просветительских проектах — мои коллеги проводили даже серию открытых уроков в парках Москвы, в то время как я читал лекции по истории оружия на различных общественных площадках.

Как правильно индетифицировать, действительно, имеющее исторические корни, единоборство, независимо, западное или восточное, чтобы не попасться на удочку лжетрадицнционщиков, вроде казачьих и древнеславянских систем рукопашного боя, современных кланов ниндзя и пр.?

Простое критическое мышление, лежащее в основе научного знания, позволит нам уберечься как от лжемастеров, так и от лжеврачей и лжеученых.

Самый простой и верный способ касательно боевого искусства — это честно ответить на вопрос об источниках своих движений, приемов, традиции в целом. Практики исторического фехтования легко скажут вам, из какого манускрипта они взяли тот или иной удар, защиту или бросок. Практики традиционного карате, без особого труда, возведут свои действия к конкретному мастеру и его наследникам. А практики-новоделы, в лучшем случае признаются, что придумали их сами, в худшем, будут ссылаться на тайные знания и секретные тексты. Но как историк скажу вам, что если бы кто-то в научном сообществе попробовал провести такой трюк, то больше такому знатоку тайн древних в приличном обществе появиться бы не пришлось.

При этом отмечу, что честный «новодел», который не скрывает своей экспериментальной природы, может достичь достаточно высокого уровня, применяя к себе те же ситуации и требования, какие были актуальны для настоящей исторической системы: удары должны наносить реальные повреждения цели, шаги — быть выверенными и адекватными ситуации, защиты — защищать, любой прием — выполняться не больше, чем за один темп оппонента и так далее. Подобные синтетические системы применимы, когда речь касается оружия, от которого до нас не дошло ни одного источника, например подобная ситуация прослеживается с мечами и щитами эпохи викингов.

И конечно же, не стоит забывать, что любую боевую систему, претендующую на практичность, можно и нужно проверять на ковре. Будь то историческая или синтетическая система, она не принесет вреда ученику, если научит его наносить удары и не получать их в ответ. Если же мастер своего искусства бежит от боя или демонстрирует в бою полную некомпетентность, то стоит задуматься, чего же стоит его искусство (мастер тоже может проиграть, но проиграть достойно, и это, на мой взгляд, огромная разница).

Какая существует классификация в западных боевых искусствах?

Исторически искусство не разделялось на особые виды, некоторые тексты прямо заявляют нам, что Искусство одно, и они основано на универсальных принципах и применимо к любому оружию, в любом виде боя.

Мы же, с высоты современной исторической науки, можем выделить несколько основных направлений, дошедших до нас в исторических источниках.

Здесь я пройду по хронологии дошедших до нас трактатов в самом общем виде. Заранее оговорюсь, что до наших дней сохранилось около 200 текстов XIII-XVII веков, посвященных боевым искусствам. Некоторые из них абсолютно самобытны, некоторые же легко встраиваются в ту или иную традицию. Но даже описание основных традиций заняло бы отдельную огромную статью.

Возвращение европейских боевых искусств

Самым старым европейским трактатом, в частности, является трактата об одноручном мече и маленьком кулачном щите (баклере). Он целостен и самостоятелен, за ним не последовало своей традиции, выраженной в новых манускриптах. Следующим по времени создания, была группа манускриптов итальянского мастера Фиоре ди Либери, который методично описал все известные ему наилучшие приемы боя.  В них он включил:

— борьбу без оружия;

— кинжал и противодействие ему;

— меч в одной руке, меч в двух руках;

— копье, рыцарский топор, меч в доспехах, меч и копье на коне.

Этот огромный труд он посвятил своему патрону, маркизу Никколо д’Эсте. В это же время в городе Болонья в центральной Италии существует и развивается собственная школа, в которой проходят обучение горожане. Это один из примеров традиции, существовавшей в недворянской среде и больше направленной на самооборону, чем военное или турнирное применение.      Параллельно с ними в германских землях развивалась традиция Игоганнеса Лихтенауэра, самая плодовитая из традиций XV века, породившая порядка 50 известных мастеров боя, преподававших ее до середины XVII века. В ней описывается тот же набор оружия и почти аналогичные приемы, что описаны Фиоре, а также даются общие методические указания, намекающие на то, что в основе тогдашней традиции лежало учение о геометрии и физике, идущее от Пифагора и Аристотеля. Понятие углов и рычагов плотно укрепилось в европейском фехтовании именно в начале XV века. Комплексная подготовка во многом лежала в основе европейских боевых искусств того времени и редкие трактаты были посвящены только одному оружию. Хотя и такие тексты существуют в изобилии.
Для XV и XVI веков характерно существование параллельных и, вероятно происходящих из общего источника, итальянской (с региональными вариантами, например Болонским, Венецианским, Флорентийским, Неаполитанским) и германской (также с региональными вариантами, в частности, Нюренбергским, Золотурнским, Нидерландским) школ. Итальянская школа в XV веке также ляжет в основу Испанской, однако на испанской и португальской почве вскоре появится самостоятельная и очень своеобразная традиция «истинной дестрезы», не менее других основанная на механике, геометрии и физике, но возведшая ее до абсолютных значений.

Возвращение европейских боевых искусств

С большой вероятностью, в каждом регионе Европы в каждый из периодов также существовало некоторое количество самостоятельных традиций боя, но они либо не были зафиксированы в источниках, либо еще не были открыты и расшифрованы исследователями.

Как проходила подготовка фехтовальщиков? Как удавалось минимизировать вред здоровью во время тренировок? Как обучались дворяне и солдаты средневековья, Ренессанса приемам, которые могли бы спасти им жизнь, окажись они без оружия или с тем же ножом, например?
В контексте подготовки, все зависело от целей. Подготовка к войне, особенно среди рыцарства, включала в себя охоту и турниры в первую очередь, а учебные бои только во вторую. Хотя во время бытования моды на пешие турниры, этим занятиям стали уделять гораздо больше внимания. Некоторые мастера учили в тайне и только по одному ученику за раз. Некоторые собирали целые залы, в которых занималась городская молодежь, такие мастера обычно нанимались коммуной и оплачивались из городской казны. (Солдат чаще всего обучался фехтованию самостоятельно, так как оно не было его первичной задачей). Один из самых простых способов обезопасить ученика, это первое время обучения заниматься бесконтактной работой или работой по мишеням. В европейской античности и средневековье любимой мишенью для отработки ударов был обычный деревянный столб. Такая практика могла длиться до года. Учебный бой с ограничениями на зоны поражения и разрешенные приемы, также под присмотром мастера, мог проводится в усиленной одежде, иногда — частично одоспешенным. Нам известно несколько прорисовок перчаток и налобников, которые могли носиться в фехтовальных залах. До появления фехтовальной маски в учебных спаррингах и городских турнирах запрещалось  колоть в лицо, хотя шрамы на голове во многом служили поводом для гордости, особенно у немецкой молодежи. В дворянской среде чаще всего прибегали к доспехам, так как могли себе это позволить, но в целом, насколько мы знаем, следовали той же логике, что и горожане.

Возвращение европейских боевых искусств
В середине XV века также появляется несколько видов тренировочного оружия, среди них гибкий длинный меч (он ковался без лезвий и острия, а чтобы избежать потери массы, был несколько длиннее боевого оружия и имел сильное расширение у основания), деревянный тесак (очень похожий на инструмент для отбивания льна), деревянные алебарды, кинжалы и просто посохи, которые не наносили слишком сильных ран, хотя, несомненно, оставляли ощутимые следы от «ошибок» бойцов.

В каких странах сейчас сохранились центры по изучению исторического фехтования и смежных дисциплин?

К середине XVIII века традиция средневековых европейских боевых искусств прервалась. Формализация поединков и отсутствие острой необходимости в фехтовании на войне породили предтечу современного спортивного фехтования, классическое фехтование малым мечом (который у нас часто называют «шпагой»), которое, хотя все еще являлось боевым искусством, постепенно сужало арсенал приемов и навыков, оставшихся в нем от прошлых эпох.

Однако энтузиасты и любители истории уже в XIX веке занялись воссозданием боевых систем прошлого. Нельзя сказать, что их опыт в этом отношении был полностью удачным — нам до сих пор приходится бороться с мифами о европейском оружии и способах боя, которые породила историография XIX века. Однако их энтузиазм показал, что заниматься этими изысканиями можно, и можно при этом добиться серьезных результатов. Археологи, историки, оружиеведы и реконструкторы накопили, и обработали к началу XXI века достаточное количество знаний и практических умений, которые позволяют нам воссоздавать достоверные модели оружия, доспехов и военной одежды. Переведенные и проверенные на практике старинные манускрипты показывают, как пользоваться им. В настоящее время во всех странах Европы и Америки, а также некоторых странах Азии существуют группы энтузиастов, которые восстанавливают европейские боевые искусства и проверяют свои наработки на практике, не боясь сражаться на стальном оружии на международном уровне. Именно то, что эти школы основаны исследователями, для которых важнее всего проверить правильность своего понимания исторического источника, позволяет нам с легкостью обмениваться опытом и информацией и не застревать в собственных ошибках. Открытость нашего подхода — главный ключ к восстановлению исторических боевых систем.

Возвращение европейских боевых искусств

Должен добавить, что в Европе все же существуют уголки, в которых практикуются местные непрерывные традиции боя, хотя они, подобно их азиатским коллегам, также претерпевали формализацию и некоторое упрощение. В частности, в Португалии существует традиция Jogo do Pau, то есть игры с палкой, которая восходит к традиции двуручного меча и шеста XVI века.

Ваши пожелания читателям.

Боритесь с невежеством и предубеждениями. Не бойтесь открывать для себя новое. Практика — критерий истины, и это более чем правдиво для  мира боевых искусств.

Click to comment
To Top