Статьи

«Непобедимый» — сага о самбо

"Непобедимый" - сага о самбо

Замечательный советский боевик – «Непобедимый» (1983) я посмотрел, вернувшись из армии. Мне фильм понравился, хотя в нем огромное множество откровенных мифов и пропаганды. Отлично подобран актер на главную роль – Андрей Ростоцкий.

Андрей сочетал в себе интеллигентские, почти аристократические черты и, какую-то, почти гусарскую, бесшабашность. Он прекрасно мог сыграть драматическую роль, и исполнить трюк, «подраться».

"Непобедимый" - сага о самбо

На мой взгляд, он вывел каскадерскую профессию на новый, более серьезный уровень.

Но не о нем сейчас речь, хотя этот актер достоин отдельной публикации на нашем сайте.

«Непобедимый» — история о генезисе самбо, но, повторюсь, история, мягко говоря, для школьного возраста. Собственно, тогда были свои идеалы, свои люди, назначенные на «роль героя», сегодня на эту роль в области самбо назначен Ощепков, так как его фигура более политкорректна для современной России.

В фильме воплотился главный советский миф о самбо, что Харлампиев странствовал по Советской России, собирая все лучшие приемы у народов СССР, из которых создал самбо.

Кроме того, место действия происходит в Средней Азии, в регионах, где свирепствовало басмачество. И еще один не маловажный момент: финальная сцена боя между Хромовым (переделанное имя Харлампиева) и главным злодеем фильма. Хромов использует приемы боевого самбо, его визави – каратэ. Тогда это тоже было актуально в массовой культуре, так как каратэ в 1981 году попало под запрет. Даже появилась 219 статья УК, которая могла стать удобным предлогом для прикрытия секций, при этом оставляла лазейку для «угодных» тренеров.

Фильм отлично снят, прекрасные боевые сцены, динамичный сюжет, но много наивности. Например, сцена со стариком, который владел тибетской рукописью и, который прикосновением руки лечил раны, вызывает только улыбку умиления.

Да, СССР, при всей внешней рациональности, был падок на эзотерику.

Фильм качественный, а наивность не только его проблема, скажу со стопроцентной уверенностью, до сегодняшних дней, все фильмы о боевых искусствах грешили либо плохой игрой актеров (гонк-конгские боевики, фильмы с Джеки Чаном, Брюсом Ли, Стивеном Сигалом и пр.), либо наивными сценами боев.

«Непобедимый» не грешит ни тем, ни другим, да и глаз отдыхает на не шаблонных сценах поединков.

Click to comment
To Top