Интервью

Филиппинские боевые искусства от А. Фурунжиева

Филиппинские боевые искусства от Александра Фурунжиева

Сегодняшнее интервью у нас, как бы, соединит восток и запад. Мы затронет различные темы, но, в большей степени, поговорим о филиппинских боевых искусствах.

А поможет нам в этом Александр Фурунжиев.

Приветствую, Александр!

Вы начинали с Шоу Дао. Насколько хватает моих познаний в китайском: «шоу», это у нас «долгоденствие», а «дао» можно перевести, как «истина» и даже как конкретное направление. Мне как-то доводилось общаться с представителями этого стиля у нас в городе. Тогда меня поразила «гремучая смесь» из истории стиля, мягко говоря, достаточно сомнительную. Как мне пояснили, корни стиля в друидском культе дерева, перекочевавшем каким-то образом в Китай.

Так ли это? Есть какие-то документальные или археологические подтверждения этому?

— Начинал я не с Шоу Дао, а с классической борьбы, потом было каратэ, у шу, и только после этого Шоу Дао. Правда, находился я там несколько дольше, чем следовало бы.

Надо сказать, что соотносить какие бы то ни было иероглифы с Шоу Дао некорректно, так как никто никакой конкретики привести не может, — Медведев путается в показаниях как пьяный в трех соснах, а нынешний его преемник, тот вообще безграмотный, и ни на один вопрос ответить не в состоянии.

Но давайте рассуждать от противного. Тот же Медведев говорит, что Шоу Дао с китайского переводится как «путь спокойствия», либо как «путь бессмертия». Но, извините, это два разных понятия, и, соответственно, два разных иероглифа. Более того, если уж брать иероглиф «шоу», то самый близкий по смыслу это «долголетие», но это же не «бессмертие»!

В даосизме (а Шоу Дао позиционирует себя как «школа раннего даосизма») бессмертие всегда обозначалось иероглифом «сянь». А уж про спокойствие вообще говорись не приходится — по-китайски «спокойствие» звучит как «ань», и никакого отношения к «шоу» не имеет.

Нынешние адепты вообще носят на униформе иероглиф «охранять», который звучит как «шоу» но ни к бессмертию, ни к спокойствию, ни вообще, к даосизму никаким боком не относится. То есть люди просто лепят отсебятину, городят что хотят, но стоит их начать спрашивать, задать конкретные вопросы, то они либо напрягаются и начинают материться, либо всячески начинают вас избегать. Не верите — попробуйте.

Вообще, за последние годы, Медведева множество раз ловили на лжи и плагиате, ему задано множество вопросов (видео с этими вопросами можно посмотреть на моем канале). И один из главных вопросов, — почему ж Вы, Александр Николаевич, столько лет, вещавший о методиках оздоровления и омоложения выглядите как гнилая колода? Где же ваши чудесные техники, ци-гун, почему вам не помогают сексуальные практики с Вашими некогда многочисленными (сейчас уже не очень) ученицами? Или вот он говорит, что для сохранения энергии мужчина после полового акта должен проглотить свою сперму. Ну, вот вопрос — чего ж ему самому это глотание не помогает? Да и ученики его явно не выглядят здоровыми и молодыми. Может попробовать не глотать?

На самом деле, все эти разговоры о 5000-летней истории, об огромном пласте знаний, о древней школе — полная чушь. В свое время в Крыму Саша Медведев, познакомился с корейцем. Говорят, его фамилия была Тэн. Тот показал ему основы традиционных корейский движений и перемещений (циркуляционные движения рук, пониженные позиции и т.п. — посмотрите мастеров тхеккен и кичун). После этого, Саша встретился с Ирой Левиной, которая приехала из Москвы. Они очень быстро нашли общий язык и совместными усилиями придумали Шоу Дао. Ира неплохо владела копирайтингом, и переделывала на свой лад все, что было доступно от Кастанеды и Ошо, до Масутатсу Оямы и Эда Паркера. Через некоторое время они поженились, и решили поехать завоевывать столицу.  Дальше — история известная.

Так что никаких археологических свидетельств и исторических артефактов по поводу Шоу Дао нет. Им просто неоткуда взяться.

С чем связан ваш переход в филиппинские боевые искусства?

— Это было в 1995-м году, тогда в Москву приехал Родольфо Альварес — мастер Эскримы Досе Парес. Его привез, как помню, Виктор Дмитриев. Я напросился потренироваться с Родольфо. Техника на мои тогдашние навыки легла очень легко, понравилось. Дальше — уехал на два в Мексику, где Родольфо жил, потом Филиппины, где познакомился с легендами — Ником Элисаром, Какоем и Диони Каньете… Сейчас имею степень Гранд Мастера по Эскриме Балинтавак, и Мастера по Досе Парес.

Так что переход в ФБИ не связан с какой-либо рефлексией или глобальной причиной.  Просто однажды чувствуешь, что это — твое, то, что у тебя получается и что тебе нравится.

Дальше — проще.

Мне приходилось видеть схватку представителя кендо и адепта филлипинского палочного боя. Должен сказать, второй выглядел намного увереннее и активнее. Первого подводила типичная японская традиция ориентироваться на «один смертельный удар».

То есть филиппинские БИ ориентируется на более прикладные аспекты?

ФБИ очень разные, я бы сказал — разношерстные. Более того, даже в лоне одной школы есть разные стили преподавания. На самих Филиппинах эскриму, до недавнего времени, никто как спорт не рассматривал. Люди брали нож или палку решали свои вопросы и недоразумения. По этому поводу у меня на канале лежит два фильма в моем переводе — «Эскримадоры» и «Путь Филиппин».

Сейчас есть эскрима как спорт, эскрима как времяпрепровождение и эскрима как прикладное БИ. Мне ближе последнее. Она более естественна и в ней намного меньше не нужной мишуры.

Насколько сильно повлияло искусство испанского фехтования на филиппинские БИ?

Повлияло сильно. Большинство терминов, обозначающих технику в эскриме — испанские. Позиции, подводящие упражнения, понимание плоскостей и перемещений — все это имеет явно испанские корни, хотя сильно изменено.

Вы часто разбираете в своих видео всякого рода мифы и стереотипы. Часто попадает «традиционным» видам, вполне объективно, к слову. Являясь «восточником», вы не ощущаете косые взгляды своих бывших и нынешних единомышленников?

Я не считаю себя ни восточником, ни западником. Эскрима же — испанского происхождения, а филиппинцы — совсем не восточные люди. Католики австралоидной расы. По мне, любая неэффективная методика — это неэффективная методика. Нерабочая техника — это нерабочая техника. Как ее ни назови, и из какого края Света ни достань. Я не менее сильно критикую и наши доморощенные системы — всяких там «бесконтактников» типа Рябко и Старова.

А косые взгляды — обо мне уже столько придумано и сказано, что, честно, плевать я на них хотел, на взгляды эти.

Сейчас много школ ножевого боя. Но насколько адекватно преподавание в них и, с чем связан такой ажиотаж ножевого боя?

Я часто озвучиваю мысль о том, что, по моему мнению, современные отечественные ножевые школы — сильнейшие в мире. Конечно, в семье не без уродов, но большинство школ весьма интересны, и думают об актуальных реалиях, а не о красивых названиях и формах.

Ажиотаж связан, я думаю, с тем, что у нас запрещено ношение огнестрельного оружия для большинства населения. Но оружие, хоть какое-то, тем более в наших реалиях, иметь необходимо. Так что нож, на данный момент это самое оптимальное. Не гарантия, конечно, но хоть что-то.

В Мексике разрешено хранение и ношение огнестрела. И люди, надо сказать, там очень вежливы, и крайне не конфликтны. Кто знает — не от этого ли факта?

Какие мифы и заблуждения о БИ вы бы выделили, как наиболее вредные и даже опасные?

Главное заблуждение — искать черную кошку в темной комнате. Если вы приходите в секцию тай цзи цюань, и в течение года отрабатываете «форму 24 движения», а в соседней секции бокса столько же занимается ваш ровесник, вашего же веса, то при столкновении, будьте уверены, он вас побьет. Что бы вам не говорил о великом боевом искусстве ваш сифу или гуру.

Боевое искусство – это, прежде всего, уметь драться. Философия, теория и прочее — это важно. Но если ты философствуешь, и не умеешь драться, то где ж здесь боевое искусство?

К сожалению, у нас еще со времен горбачевской Перестройки начали плодиться всякого рода шарлатаны или просто больные люди, выдающие себя за «учителей БИ». Они годами могут вешать людям лапшу на уши, но при встрече с более менее подготовленными бойцами, они тупо не могут защититься от элементарной двойки в голову.

Что могут предложить филиппинские БИ современному человеку, молодежи?

В Эскриме нет никакой философской подоплеки. Это инструмент. И она всем предлагает одно и тоже. Это умение работать оружием, и на этом умении строить работу без него.

На чем базируется техника боя без оружия в филиппинских БИ? Насколько сильно влияние ушу в этом вопросе?

Безоружный бой (его иногда называют «филиппинским боксом») в эскриме построен на навыках владения палкой и ножом. Отсюда — великолепно развитая координация и скорость, но практически полное отсутствие понимания поставленного удара рукой или ногой. Поэтому, я всегда рекомендую параллельно с эскримой изучать бокс или муай-тай. На мой взгляд, это лучшее сочетание.

Влияния ушу в эскриме практически нет. Есть сильное влияние боевого дзю-до, это связано с японской оккупацией, когда японские школы насаждались на Филиппинах.

Ваши пожелания читателям.

Мыслите критически.  Жизнь пролетает слишком быстро, что б тратить ее на всякую ерунду.

Click to comment
To Top